«Цветок дьявола» – самое ужасное, что случалось с российским кинематографом за последние годы
От жанра «молодежная мистическая мелодрама» изначально не ждешь ничего хорошего, но «Цветок дьявола» способен приятно удивить. Фильм получился настолько глупым, чудовищным и безвкусным, что представляет собой очень смешную эстетскую комедию. Эдакий привет от картин «Кровососущие уроды» и «Нацисты-серфингисты должны умереть».
Сравнение со студией «Трома», разумеется, некорректно – тамошние режиссеры именно что паяцы и смехачи, знающие цену гиперболе. Духовный собрат Гроховской – это предтеча Уве Болла Эд Вуд-младший (он же «худший режиссер XX века»), снимавший свои грошовые картины с серьезным выражением лица и в полной уверенности, что творит искусство. Его фильмы гарантируют неэтичное, но явное удовольствие того же вида, что и «Цветок дьявола», – удовольствие наблюдать за чужой глупостью, дурновкусием и нищебродством, восторг от сравнения себя, неказистого, с цирковым уродом, подробно описанным у Фрейда.
Другой вопрос, что Эд Вуд-младший, разумеется, и мечтать не мог о масштабной рекламной кампании, сопутствующей релизу «Цветка». Плакаты в духе «Сумерек» (героиня между двух юношей, где один губастенький, а второй – модель для рекламы полотенец) и переозвучивание части персонажей силами актеров, дублировавших вампирскую сагу на русский, как бы намекает на желание продюсеров срубить по легкому бабла, но не объясняет, как вообще может выйти в широкий прокат фильм, потолок для которого – заполнить собой «мертвое время» на дециметровом канале, причем необязательно российском. Идиотизм интернационален, и «Цветок» – лишнее тому подтверждение.
Неслучайно декорации ленты оставляют открытым вопрос о месте действия. В кадре – поселок, где крестьянские дома соседствуют с белокаменными дачами буржуинов и средневековыми замками, гламурные клубы – с нехожеными лесами, а ковры на стене – с площадкой для игры в конное поло. Персонажи являются русскими по умолчанию, правда, развязная фраза «давай-наливай» у русских не заменяет тост, а предваряет его (подобные ляпы гораздо привычней видеть в иноязычных фильмах – см. хрестоматийное «nazdorovie» и лексику москалей в польских или румынских картинах). Данная несущественная подробность как бы намекает, что о русских мужчинах Гроховская имеет такое же представление, как и о режиссуре, написании сценариев или работе с актерами. То есть никакого: в «Цветке дьявола» чудовищно и ущербно абсолютно всё.
Как ни странно, именно этим легче всего объяснить выход картины к зрителю. Так, можно предположить, что финансирование было выделено Гроховской сразу после знакомства со сценарием – чисто для того, чтоб поржать. Учитывая, что среди продюсеров числится резидент Comedy Club Александр Ревва, версия убедительная – с такого станется смеяться над больными людьми.
Но самое любопытное в том, что ничто, в общем-то, не предвещало: предыдущий (он же дебютный) фильм Гроховской «Человек безвозвратный» был не в меру претенциозной, но вполне приемлемой картиной «на любителя». Правда, сценарий тогда писала не Гроховская, зато ключевой актер – модель Сергей Крапива – был задействован тот же самый, что и в «Цветке» (Саша-кентавр). Он, к слову, появится и в следующих работах мастера. «По-видимому, девки, це любовь».
Теперь для этих фильмов главное – правильный промоушн. Если Анатолий Эйрамджан – предыдущая икона русского трэша – на критику реагировал с юмором, то Уве Болл обычно истерит и бьет журналистам морды (благо бывший боксер). Гроховской стоит реагировать примерно так же (а у неё получится, есть уверенность), только не бить, а царапать, понимая, что её фильмы, как уже было выше сказано, интернациональны, а посему имеют шанс на мировую славу. Почет придет по делам: уже сейчас в списках типа «100 худших фильмов всех времен» большинство работ Болла сильно уступают «Титанику», а Эйрамджана с его Кокшеновым там даже рядом не стояло.
Патриотично настроенный российский зритель со своей стороны должен верить, должен надеяться, должен болеть и – разумеется – должен увидеть «Цветок дьявола» собственными глазами. Газета ВЗГЛЯД рекомендует. От души.
Фото: kinopoisk.ru
Текст: Дмитрий Дабб
Свежие комментарии