Пульс есть
У каждого Женевского автосалона есть своя официальная афиша — оригинальный красочный плакат, оформление которого не повторялось начиная с 1924 года, когда выставка обрела нынешний статус. Каждая женевская афиша — маленькое произведение графического искусства: в 1930 году художники стилизовали передок типичного автомобиля тех времен под фрагмент человеческого лица, в 1967-м изобразили уличный поток, в котором автомобили перемешаны с катерами (тогда на салоне были представлены и они), в 1985 году на плакате оказался женевский фонтан из машин, а в 2006-м — подиум модного показа, покрытый асфальтом и дорожной разметкой.
Символом нынешнего, 79-го по счету автосалона стала хрупкая женщина в красном платье со сложенными на груди руками: ее длинные пальцы образуют сердце. Все верно: Женева — сердце Европы, в том числе и автомобильно-выставочной. Бьется ли оно?
Тяжело всем. В прошлом году объем западноевропейского автомобильного рынка сократился на 8,4%: 13,56 млн проданных автомобилей — самый глубокий спад с 1993 года. Серьезного улучшения пока не предвидится — специалисты прогнозируют, что производство машин в Европе по итогам первого квартала упадет на четверть (до 4 млн автомобилей).
Сокращать объемы производства, а вместе с ними и рабочие места, вслед за падением спроса вынуждены и Renault, и BMW, и Opel, и Bentley. Впервые за десятилетия с убытком закончит финансовый год Toyota! В условиях кризиса японский гигант осуществил смену руководства — Кацуаке Ватанабе, который в 2005 году был назначен президентом компании на волне собственных успехов по урезанию издержек, теперь станет заместителем председателя правления, а непосредственное «президентское правление» будет осуществлять внук основателя компании 53-летний Акио Тойода, самый молодой топ-менеджер в истории фирмы. В свежей крови нуждалась и Honda — новым президентом вместо Такео Фукуи теперь станет «молодой» Таканобу Ито.
Продолжается агония GM — без очередной порции государственной помощи деньги у американцев и европейского отделения Opel закончатся в апреле. Французское правительство наперекор европейскому принципу невмешательства в экономику выделило три миллиарда евро в помощь концернам Renault и PSA Peugeot Citroen. Но какой эффект от помощи «своему» Renault, если он тесно связан узами альянса с «не своим» Ниссаном?
Впрочем, есть и те, кому до сих пор удается получать прибыли, — Volkswagen, Porsche, Daimler и BMW, похоже, останутся в плюсе и в нынешнем году. Неплохо чувствуют себя FIAT и европейское отделение компании Ford, корейцы из Hyundai-Kia. Жизнь продолжается! И из павильонов Женевского автосалона — самого красивого и стильного в мире — она выглядит довольно привлекательно. Пусть исчезли яркие и громкие шоу во время представления новинок и даже пресс-конференции (тойотовцы утверждают, что на отмене всеобщего брифинга для журналистов удалось сэкономить несколько сотен тысяч евро), зато сами новые автомобили остались в изобилии. А главное, по женевским премьерам видно, кто какой курс выбрал для преодоления трудностей.
Самый верный путь — оставаться в наиболее востребованных сегментах. Поэтому главными серийными новинками Женевы стали доступные «народные» автомобили — Volkswagen Polo, Chevrolet Spark, Renault Scenic, Toyota Verso, Skoda Yeti и Peugeot 3008, о которых мы уже рассказывали на страницах Авторевю.
Однако есть и иной способ выживания. На стендах люксовых производителей — суперкары, лимузины, специальные, ограниченные и юбилейные версии, тюнинг-проекты… Ведь богатые тоже любят автомобили всем сердцем: именно на них были рассчитаны такие концепт-кары Женевы, как Aston Martin Lagonda и Rolls-Royce 200EX.
Богатые не плачут?
«Наших клиентов кризис не обошел, но беднее они не стали», — в один голос уверяют производители дорогих автомобилей. Мол, было два миллиарда долларов, остался один — разве это повод отказаться от покупки лимузина за каких-нибудь двести тысяч? А раз спрос все еще есть, будет и предложение — главными звездами Женевского салона стали роскошные Aston Martin Lagonda и Rolls-Royce 200EX.
Концептуальная Lagonda — это седан на шасси внедорожника, ориентированный на арабских шейхов, русских олигархов, китайских миллиардеров и латиноамериканских баронов. Это первый полностью самостоятельный проект шеф-дизайнера фирмы Aston Martin Марека Райхмана, который в 2005 году сменил ушедшего на вольные хлеба Хенрика Фискера. Дебют вышел, мягко говоря, странным. Но создатели уверяют, что тяжеловесный облик не случаен — Lagonda должна выделяться, удивлять… Удивляет — это точно.
Aston Martin Lagonda |
Четырехместный салон неожиданно лаконичен — руль, панель приборов, «крылатый» мультимедийный блок на центральной консоли и узкие сопла воздуховодов. Собственного подходящего шасси у англичан нет, поэтому за основу взят Mercedes GL — с этого сотрудничество фирмы Aston Martin и концерна Daimler только начинается. Двигатель свой — шестилитровый мотор V12, который собирается на фордовском заводе в Кельне. Впрочем, это пока только концепция — серийная машина появится не раньше 2012 года. А ведь до этого времени нужно дожить. Спрос на спорткары Aston Martin падал даже в прошлом относительно благополучном году — до 6500 машин против 7300 автомобилей в 2007 году. Еще в декабре главе фирмы Ульриху Бецу и совладельцу Дэвиду Ричардсу пришлось уволить 600 человек — треть всех работников мануфактуры в Гейдоне…
Англичане называют лишь ориентировочную цену полноприводного монстра — около 200 тысяч долларов. Примерно столько же, как ожидается, будет стоить и «маленький» Rolls-Royce, седан c «рабочим» названием RR4, который был представлен в Женеве как концепт-кар 200EX.
Rolls-Royce — будто из другого мира: строгий, благородный, элегантный. Название серийной машины еще не определено (или держится в секрете), но уже ясно, что кузов будет не алюминиевым, как у «старшего брата» Phantom, а стальным — как у «семерки» BMW, с которой «маленький» Rolls-Royce делит платформу. Конечно, он будет крупнее — на 20 см длиннее и на 7 см выше, величина колесной базы достигает 3295 мм. А под капотом окажутся 12-цилиндровый мотор и восьмиступенчатый «автомат» — ни того ни другого у новой «семерки» пока нет. При этом англичане уверяют, что кузов, подвеска и двигатель у беби-Роллса будут свои собственные, а унификация с BMW не превысит 20% и в основном коснется электроники и экологичных технологий — отключаемых навесных агрегатов двигателя, системы рекуперативного торможения или перспективного термоэлектрогенератора, утилизирующего теплоту выхлопных газов.
Rolls-Royce 200EX |
По расчетам маркетологов, для 85% владельцев RR4 станет первым Роллс-Ройсом, отбивая покупателей у конкурирующих моделей — в первую очередь у седанов Bentley Continental Flying Spur, спрос на которые продолжает падать (в прошлом году было выпущено 1813 машин против 4000 в пиковом 2006-м). А Rolls-Royce, наоборот, на подъеме — продано 1200 лимузинов, купе и кабриолетов Phantom. Причем мощности завода в Гейдоне позволяют удвоить выпуск — что и должно произойти в 2010 году, когда появится серийный RR4.
Экстракт адеяки
Японское слово «адеяка» на другие языки переводится с трудом — его используют на Островах, когда говорят о чем-то выдающемся, потрясающем, красивом и роскошном. Главный дизайнер компании Nissan Широ Накамура называет стиль марки Infiniti «динамичной адеякой». Но маркетологические исследования показали, что Dynamic Adeyaka в сознании покупателей «расслаивается» — ведь кроссоверы и седаны Infiniti выглядят по-разному. Чтобы соединить их образ, и потребовался концепт-кар Infiniti Essence, приуроченный к двадцатилетию марки. Огромная решетка радиатора, L-образные фары, вогнутая задняя стойка крыши и минималистичный кокпит с оформленными под хронографы приборами — что-то из этого может стать фамильной чертой Infiniti в будущем.
Гибридная силовая установка Infiniti | Infiniti Essence |
Двухместный Essence чуть крупнее серийного G37 Coupe и построен на той же заднеприводной платформе FM. Под капотом концепт-купе — 440-сильная «шестерка» объемом 3,7 л с двумя турбокомпрессорами, а между двигателем и трансмиссией по ниссановской гибридной схеме с двумя сцеплениями (см. АР №3, 2009) встроен 160-сильный «плоский» электромотор, питающийся от литий-ионной батареи в багажнике. Увы, в серию Essence, по словам японцев, не пойдет. Да и к месту ли сейчас супер-Infiniti?
В Европе марке Infiniti нужно другое — «бензиновая» ниша, в которой «живет» Infiniti, составляет всего 10% от премиум-сегмента. Мощным дизелем с японцами обещает поделиться Renault. Однако помимо прочего необходим и новый «маленький» бензиновый мотор для седанов G-серии (в основном для российского рынка, как говорят представители компании). А главное — новые модели, «компактный» Infiniti и более дорогой, чем M45, представительский седан. Кстати, новое поколение «эмки», над которым сейчас работают в Японии и Германии (европейский центр ездовой доводки был открыт во Франкфурте три с половиной года назад), создается с прицелом прежде всего на российский рынок.
Паркетная поросль
Что получится, если автомобильчик европейского В-класса приподнять и оснастить полным приводом? Кроссовер! Но уже не компактный, а субкомпактный. Именно таким «паркетничкам», в отличие от обычных хэтчбеков, европейские маркетологи сулят увеличение спроса. Три года назад эту нишу в Старом Свете «распечатали» близняшки Suzuki SX4 и Fiat Sedici. А теперь в нее рвутся и Toyota Urban Cruiser, и межклассовая Skoda Yeti — и другие, пока еще только концептуальные машинки.
Nissan Qazana |
Уже в следующем году субкомпактный полноприводник для Европы начнут делать на ниссановском заводе в Сандерленде вместо хэтчбека Micra (новая Micra будет выпускаться в Индии). Неужели он будет выглядеть как концепт-кар Nissan Qazana? Выпученные глаза-прожекторы в переднем бампере, дополнительные фонарики на «макушках» передних крыльев и огромные колесные арки… Образ багги дизайнеры из лондонской студии NDE (Nissan Design Europe) под началом европейского шеф-дизайнера компании Альфонсо Альбайзы создавали специально. Кстати, один из авторов экстерьера — британец Мэтью Уивер, разработавший в свое время проект внешности суперкара GT-R, который почти без изменений был воплощен в итоговом автомобиле работы японского дизайнера Хироши Хасегавы.
Серийная Qazana, конечно, будет иной — с клиренсом и внешностью обычного городского паркетника, без распашных задних дверей и с интерьером попроще, лишенным большого сенсорного дисплея вместо центральной консоли. Но суть Казаны останется неизменной — пятиместный салон, более чем скромные габариты (всего 4080 мм от носа до хвоста), высота почти как у Кашкая (1570 мм) и максимально разнесенные по углам кузова колеса (расстояние между осями концепт-кара — 2530 мм). А технической основой должна послужить новая «комбинированная» платформа — с полноприводной трансмиссией и возможностью применения активного заднего дифференциала! По конструкции он напоминает узел AYC на суперседанах Mitsubishi Lancer Evolution (или PDC на BMW X6): в приводы правого и левого задних колес «вживлено» по пакету фрикционов с электромагнитным управлением, с помощью которых электроника может «жонглировать» подводимым к колесам крутящим моментом. Ниссановцы уверяют, что хотят сделать управляемость своих кроссоверов более интересной и спортивной в угоду европейским вкусам, поэтому теоретически такой трансмиссией можно оснастить любой полноприводный Nissan.
Dacia Duster |
А кроссовер Dacia Duster для нас еще интереснее. Это концептуальный симбиоз кроссовера и купе, созданный на растянутом в длину (колесная база — 2804 мм!) и в ширину (до 1900 мм) шасси обычного седана Dacia/Renault Logan. Передний привод, полуторалитровый дизель под капотом. С водительской стороны у Дастера одна дверь, а с пассажирской — две: проход на задние сиденья открывает дополнительная распахивающаяся против хода створка. Вокруг водителя — настоящий кокпит с высоким центральным тоннелем, который переходит в спинку кресла-ковша, и панелью приборов в ступице руля. Но если нужно, Duster легко превращается в двухместный грузопассажирский хэтчбек: правая половинка задней «скамейки» встает вертикально, а кресло пассажира целиком ныряет под висящее над полом водительское — и на освободившееся место без проблем помещается велосипед!
Внешность Дастера создана в открытой полтора года назад бухарестской дизайн-студии Renault Design Central Europe, причем автор концепт-кара — россиянин Арсений Костромин! Но это не прототип серийной машины, а скорее указатель направления развития проекта X90 — в фирме Renault не скрывают, что Logan следующего поколения будет другим, более «молодежным». А сначала должен появиться еще один «другой Logan» — кроссовер с более традиционным универсальным кузовом и полным приводом. Когда? По какой цене? Пока секрет.
Hyundai ix-onic |
Концептуальный Hyundai ix-onic — наоборот, почти готовый автомобиль, который сменит нынешний Tucson. Рельефные боковины, фары вразлет, завышенная на манер купе подоконная линия… C чистого листа создан и интерьер, который в концептуальном исполнении смущает обилием блестящей бижутерии и едкой неоновой подсветкой. Если прежний кроссовер был разработан в Корее, то ix-onic — целиком и полностью творение европейского отделения концерна Hyundai Kia в Рюссельсхайме, где за дизайн отвечает перешедший в свое время из BMW Томас Беркле. Серийный автомобиль получит индекс ix-35 — он будет немного длиннее (4400 мм), чем Tucson, но шире, ниже и при этом просторнее. Подключением привода на заднюю ось в полноприводной трансмиссии по-прежнему будет ведать электроника, но архаичный мотор 2.7 V6 заменит передовая 170-сильная «турбочетверка» объемом 1,6 л с системой «стоп-старт», а гидромеханическую трансмиссию — роботизированная шестиступенчатая «механика» с двумя сцеплениями. Европеизировано будет и производство — выпуск ix-35 для рынков Старого Света развернется на заводе родственной компании Kia в словацкой Жилине.
Дефибрилляция
«Без GM будет только лучше». Так немецкие рабочие отреагировали на планы руководства General Motors продать часть акций компании Opel. Лучше, возможно, будет, но не сразу. От кризиса Opel страдает сильнее остальных — в феврале продажи упали на 22%. Опелевцам нужно 3,3 миллиарда евро помощи от европейских правительств и почти столько же от самого концерна GM: вкупе с внутренней экономией в 1,2 миллиарда долларов (в основном за счет сокращения сотрудников) это поможет выжить и сохранить заводы.
Opel Ampera |
Но на проекте Volt, как уверяют джиэмовцы, не скажутся ни проблемы с финансами, ни уход на пенсию «отца» Вольта Боба Лутца. В Европе этот автомобиль начнет продаваться в 2011 году под именем Opel Ampera. От Вольта Ampera отличается лишь устрашающей маской с бумерангами фар и воздухозаборников. А гибридная силовая установка Voltec у Опеля такая же — 73-сильный бензиновый мотор 1.4 Ecotec с генератором, 150-сильный электромотор и литий-ионная батарея мощностью 16 кВт·ч. Ее полная зарядка от домашней сети (а с максимальным запасом энергии Ampera способна преодолеть 60 км в режиме электромобиля) по нынешним ценам обойдется европейцам всего в 90 евроцентов, то есть в стоимость полулитра бензина. Заманчиво, но как вырастет нагрузка на электростанции? Разработчики приводят расчеты — 10 миллионов электрических Опелей «съедят» всего 0,5% производимой в Европе электроэнергии. Но в первые годы опелевцы рассчитывают продать в Европе всего несколько тысяч Ампер, да и то при условии господдержки в виде льгот: например, во Франции покупатель такого гибридомобиля вправе рассчитывать на налоговый бонус в пять тысяч евро. Сейчас обсуждается вопрос производства Амперы: наиболее вероятный вариант — завод в английском Эльсмер Порте, где собирается Astra. Причем джиэмовцы не скрывают желания разместить в Европе и завод по выпуску батарей.
Mitsubishi i MiEV Air (вид спереди)
Еще один «почти серийный» электромобиль — Mitsubishi i MiEV с 47-киловаттным мотором, который приводит задние колеса. Продажи в Японии начнутся уже этим летом, а к 2011 году i MiEV появится и в Европе — с доработками вроде расширенной колеи, увеличенных ради лучшей защиты пешеходов бамперов и измененного интерьера. Будет и спортивная версия — это концептуальный i MiEV Sport Air. Двухдверную электрическую «каплю» японцы показывали еще в позапрошлом году в Токио, но теперь спортивный i MiEV стал кабриолетом со съемной панелью крыши и выглядит почти серийно. Ради идеальной, половинной развесовки его кузов частично выполнен из алюминия и пластика. Мотор развивает 60 кВт и 230 Нм крутящего момента — неплохо для 980-киллограммовой машинки.
Mitsubishi i MiEV Air (вид сзади) | Mitsubishi i MiEV Air |
Кстати, электромобили Mitsubishi будут продаваться в Европе и под маркой Peugeot — французы договорились о производстве в Японии перелицованных машин для собственных нужд начиная с конца 2010 года.
Nano для Европы
Супердешевый автомобиль Tata Nano еще не начал выпускаться в Индии, а на Женевском автосалоне глава компании Ратан Тата уже представил версию Nano Europa!
Свежие комментарии