День приоткрытых дверей
Сеул напоминает Токио — масса деловых центров, на улицах и в переходах электронные компьютеризированные ларьки, ТВ-тюнеры даже в самых дешевых мобильниках… Но смог и широченные проспекты тут — как в Пекине, водители по-российски пренебрегают правилами дорожного движения, а из миллиона новых машин, что были проданы в Южной Корее за прошлый год, на импортные пришлось всего 62 тысячи!
В автомобильном плане Южная Корея — одна из самых закрытых стран мира. Но начиная с 1995 года в Сеуле раз в два года проходит автосалон, который официально считается международным. А на самом деле?
Тридцать лет назад корейское правительство, введя драконовские 50-процентные импортные пошлины, объявило войну иномаркам — ради становления собственного автопрома. В 1991 году производство корейских машин перешагнуло миллионный рубеж, вскоре — двухмиллионный, Южная Корея стала пятой по величине автодержавой в мире и шестой — по объему экспорта (за рубеж отправляется больше 70% выпущенных машин). Но открываться для иностранных автомобилей страна не спешила — в качестве заградительных мер практиковались даже налоговые «облавы» на покупателей иномарок! В 1995 году американцам вроде бы удалось найти подход к Корее: компания Hyundai получила добро на строительство завода в США (он заработал в 2003 году), а в ответ южнокорейское правительство снизило таможенные пошлины. Сейчас они составляют 5% либо 10% в зависимости от объема двигателя. Но сохранились привычки покупателей и нетарифные барьеры в виде налогов и сборов, которые лишают импортные машины ценовой конкурентоспособности.
Соглашение о свободной торговле и отмене таможенных барьеров, заключенное между Кореей и США в 2007 году, должно «открыть» рынок, но еще не ратифицировано. Вдобавок грянул кризис, продажи упали, курс вона снизился почти на треть, иномарки подорожали — и иностранные автопроизводители снова остались «при своих». Зато корейское правительство на 70% сократило налоги на покупку и регистрацию автомобилей — и с начала нынешнего года внутренний рынок стал расти. Причем оживление наблюдается даже в сегменте компактных автомобилей, которые традиционно особым спросом здесь не пользуются: например, Daewoo Matiz или Hyundai Getz на улицах Сеула — большая редкость!
Корейцы отдают предпочтение крупным автомобилям — примерно 30% рынка приходится на кроссоверы и внедорожники, на дорогах нередки представительские SsangYong Chairman или Hyundai Equus, а в бестселлерах значатся среднеразмерные седаны, номер один среди которых — Hyundai Sonata (та, которая NF). Во власти компании Hyundai — почти половина национального рынка, на втором месте — партнеры из фирмы Kia, оставшиеся 30% делят между собой GM Daewoo, Renault Samsung, SsangYong и иномарки, на долю которых приходится всего шесть процентов продаж.
Неудивительно, что международным восьмой Сеульский автосалон можно считать лишь с натяжкой. На немногочисленных стендах зарубежных производителей — только серийные модели или уже известные концепт-кары. Зато корейцы приготовили семь премьер! Пусть нынешний салон — крохотный, зато это одно из последних настоящих автомобильных шоу с экзотическим красавицами и яркими презентациями. На одном стенде — выступление слащавого поп-кумира корейской молодежи, на другом — пара номеров от не менее любимой группы из дюжины голосящих старлеток, на третьем — мини-концерт классической музыки…
Впрочем, и корейские автомобильные новинки не хуже: судите сами.
Автомобильный рынок Южной Кореи в 1987—2008 годах, шт.* | |||||
Год | Производство | Продажи | Экспорт | Импорт | Доля иномарок на внутреннем рынке |
1987 | 793125 | 249448 | 535231 | 10 | 0,004% |
1989 | 871898 | 514484 | 347273 | 1293 | 0,25% |
1991 | 1158245 | 772548 | 378600 | 1736 | 0,22% |
1993 | 1592669 | 1037488 | 572402 | 1987 | 0,19% |
1995 | 2003146 | 1149409 | 856368 | 6921 | 0,60% |
1997 | 2308476 | 1151287 | 1155893 | 8136 | 0,70% |
1999 | 2361735 | 910725 | 1390071 | 2401 | 0,26% |
2001 | 2471444 | 1065161 | 1397015 | 7747 | 0,72% |
2003 | 2767716 | 1001874 | 1720124 | 19481 | 1,91% |
2005 | 3357094 | 913550 | 2456525 | 30,901 | 3,27% |
2007 | 3723482 | 986416 | 2718548 | 53390 | 5,13% |
2008 | 3450478 | 958854 | 2508911 | 61648 | 6,04% |
* Данные Корейской ассоциации автомобильных импортеров и дистрибьюторов (KAIDA) |
Продажи корейских легковых автомобилей на внутреннем рынке в 2008 году, шт.** | ||
Hyundai | 439318 | –8,7% |
Kia | 316432 | +16,2% |
GM Daewoo | 116520 | –10,7% |
Renault Samsung | 101981 | –13% |
SsangYong | 39165 | –35,4% |
** Данные производителей |
Паркетная дорога жизни
Парадокс — общий спрос на кроссоверы и внедорожники падает и в Европе, и в Америке, и в самой Корее. Здесь за машинами класса SUV примерно треть всего рынка, но кризис уже подкосил их продажи больше чем на 20%: например, у альянса Hyundai-Kia сейчас практически остановлены все линии по выпуску кроссоверов. Однако главными премьерами Сеульского автосалона стали именно паркетники — новый Kia Sorento и SsangYong C200.
Невероятно, но в США спрос на Sorento с начала года вырос в 2,5 раза! Причем на старый Sorento: американцы раскупают машины образца 2002 года — рамные, с подключаемым передним мостом, но относительно доступные. А в Корее под этим именем уже продается совершенно другой автомобиль. Новый Sorento разросся и в длину, и в ширину, но выглядит компактнее и более стильно — уже не как внедорожник, а как кроссовер. Так и есть на самом деле: теперь в основе Sorento лежит «асфальтовая» платформа от автомобилей Hyundai Santa Fe и Veracruz с несущим кузовом, поперечным расположением силового агрегата и трансмиссией с автоматически подключаемым приводом на задние колеса. В передней подвеске — стойки McPherson, в задней — многорычажка. Почти вдвое увеличилась жесткость кузова, на 54 мм опустился центр тяжести, «острее» стало передаточное отношение рулевого механизма. Клиренс по сравнению с предшественником уменьшен на 10 мм, на столько же укорочена колесная база, но задний свес вырос на 70 мм, клетка салона сдвинулась вперед — и в результате образовалось место для третьего ряда кресел. Сидеть там, само собой, не сахар, а вот за рулем — и удобно, и приятно: яркие шкалы в трех раструбах, баранка с аккуратными джойстиками, по-европейски строгая центральная консоль.
И оснащение «западное» — камера заднего вида, большой цветной дисплей, панорамная крыша, кнопка-стартер, электронные помощники старта в гору и спуска под уклон.
Глобальным базовым мотором станет бензиновая «четверка» 2.4 (174 л.с.), но для Европы главный силовой агрегат — новейший турбодизель семейства R объемом 2,2 л (197 л.с.), к которому в 2011 году добавится его 225-сильная версия с двумя турбокомпрессорами Garret. В Корее помимо прочего у Sorento будет еще и 165-сильный мотор 2.7 V6 на сжиженном газе (на этом топливе в стране работают 15% легковушек и все таксомоторы), а для остальных рынков самым мощным двигателем станет «шестерка» объемом 3,5 л (277 л.с.). Коробки передач — пяти- и шестиступенчатые механические и автоматические (в том числе передовой шестиступенчатый «автомат» собственной разработки).
Запланированный годовой объем производства нового Sorento — 140 тысяч машин. В Европе он появится только осенью, после премьеры на Франкфуртском автосалоне, а до России доберется в ноябре.
«Слухи о моей смерти сильно преувеличены» — знаменитая фраза Марка Твена вполне применима и в отношении компании SsangYong. Да, практически обанкротившаяся компания находится сейчас под «зонтиком» судебного решения о защите от кредиторских исков, управляется внешним руководством, а на замороженных счетах нет денег для расчетов с поставщиками. Но заводы продолжают работать, хотя и всего по 10 дней в месяц, автомобили собираются из оставшихся на складах компонентов. А главное, почти готов к производству компактный кроссовер С200 — вот он на стенде Сеульской выставки. Причем сразу в двух вариантах: городской паркетник Era с чудаковатым пластиковым обвесом и дружественный природе Eco — такой С200 наиболее близок к стандартной серийной версии. Паркетный SsangYong выглядит мило — дизайн был заказан у Джорджетто Джуджаро, но по сравнению с концепт-каром, показанным на Парижском салоне, серийная машина чуть потеряла в элегантности. Интерьер незатейлив, но вполне современен, хотя и выполнен из простеньких материалов. SsangYong С200 чуть крупнее, чем Nissan Qashqai, но немного меньше, чем Volkswagen Tiguan. Платформа — с полностью независимыми подвесками и полным приводом с автоматически подключаемой задней осью. Двигатели — лицензионный турбомотор Rover объемом 1,8 л (правами на него владеет китайский концерн SAIC, которому все еще принадлежит 51% акций фирмы SsangYong) и новый собственный двухлитровый турбодизель мощностью около 175 л.с. Трансмиссии — шестиступенчатые «механика» и «автомат». В оснащении — шесть подушек безопасности.
Одна беда — ста миллионов долларов на оплату, монтаж и запуск производственной линии у корейцев нет: ведь SsangYong объявлен банкротом! Сейчас собрание кредиторов разрабатывает начальную версию плана реструктуризации фирмы (ожидается, что на продажу будет выставлено примерно 15% активов, в которые не входят сборочный и моторный заводы). Если программу утвердит главный кредитор — Государственный корейский банк развития (он, похоже, станет и главным акционером оздоровленной компании), — то SsangYong получит необходимые деньги и тогда выпуск С200 удастся запустить с опозданием всего на пару месяцев в ноябре-декабре этого года. А в 2010 году должно стартовать и производство кроссовера на заводе компании Sollers в Набережных Челнах (сейчас там из оставшихся машинокомплектов продолжают делать SsangYong Kyron и Rexton). В оптимистическом плане развития значится и замена модели Kyron в 2011 году, и вывод на рынок седанов B- и С-класса в 2013 году. И даже запуск дизель-электрического гибридомобиля (кардинально сократить издержки на его создание поможет китайский админресурс государственной «гибридной» программы). Но есть и пессимистический план: если «живительная» программа не будет принята, SsangYong распродадут по частям. Какой из планов сработает, станет известно в конце июля.
![]() |
![]() |
|
Samsung из Франции
Автомобилей Samsung на улицах Сеула достаточно, но это в основном крупные модели-близнецы SM5 и SM7 — то есть Nissan Teana предыдущего поколения в двух исполнениях. А вот седанчик SM3, известный у нас как Nissan Almera Classic, довелось увидеть всего несколько раз: маленькие машины у корейцев не в почете.
Однако кризис вносит коррективы, и в ближайшем будущем Samsung делает ставку на автомобиль гольф-класса — в Сеуле с помпой прошла премьера седана SM3 второго поколения. Чтобы лично представить новинку, на салон приехал сам Патрик Ле Кеман, пока еще действующий главный дизайнер компании Renault, «дочкой» которой, как известно, является фирма Renault Samsung. А все потому, что новый SM3 — это уже не Almera Classic, а…
![]() |
|
Заслоните одной рукой симпатичную, совсем не корейскую мордашку машины, другой — ладную корму и присмотритесь внимательнее: передние крылья, стойки лобового стекла, двери и изгиб крыши… Верно, маленький Samsung — это плоть от плоти нового Renault Megane. В основе лежит та же платформа, но с растянутой до 2700 мм колесной базой, под капотом — ниссановский двухлитровый мотор и вариатор (они же стоят и на Мегане). На подиуме Samsung стоял с закрытыми дверьми и затонированными стеклами, но разработчики машины признались, что и в салоне будет немало унифицированных деталей. Однако на вопрос о том, превратится ли корейский SM3 в европейский четырехдверный Megane, Патрик Ле Кеман отвечает отрицательно: внешность Самсунга была адаптирована с участием корейских дизайнеров, а у седана Renault будет свое лицо. Посмотрим: серийный SM3 в Корее появится летом — раньше, чем дебютирует аналогичный Megane, ориентированный, кстати, в основном на рынки Восточной Европы и России. А новый Samsung в таком виде мы не увидим ни под маркой Renault, ни под маркой Nissan, ибо старый SM3 пока выпускается и Almera Classic еще как минимум год будет поставляться в Россию.
А экспериментальная трехдверка eMX еще компактнее — ее стоит отнести к экзотическому в Корее B-классу. Если eMX пойдет в производство, то в его основу могла бы лечь, например, маленькая платформа, на которой построены Renault Clio и Nissan Micra, правда, в «растянутом» варианте — eMX шире и длиннобазнее подобных малолитражек. В отличие от SM3, концептуальный eMX — аббревиатура в его названии означает eco motion experience, «опыт экономичного движения» — полностью разработан в Корее. И это пока заметно: единственные запоминающиеся детали замыленной внешности — контрастный окрас и светодиодные фары, в салоне — микс из эклектичных форм и сенсорных дисплеев. Но опыты со стилем будут продолжены:
Свежие комментарии