Профессионалы по отдыху
Нынешний год ставит температурные рекорды по всему миру. В Бразилии небывалый снегопад, в Европе — тропическая жара. В Москве вообще сложные условия для выживания — пелена удушающего смога режет глаза и с трудом позволяет наполнить легкие воздухом. Многие российские граждане стараются уехать в более комфортные условия любым способом. Поэтому туристический бизнес сейчас переживает свои лучшие времена. Но сократив персонал до минимума
в 2008-2009 гг., а то и вовсе закрыв офисы, многие туристические компании переживают сейчас острую нехватку квалифицированного персонала.
Мария Костылева, директор по развитию компании CityStaff:
Мы работаем с клиентами туристической отрасли уже более 4-х лет. Сейчас явно заметно оживление на этом рынке. Спросом пользуются даже услуги только что организованных туристических компаний, которым стоит дать рекламу в печатных СМИ или Интернете, как сразу поступает вал звонков от клиентов, которые кто-то должен обрабатывать.
Авиакассиры
В крупных и средних компаниях сегодня самым высоким спросом пользуются специалисты по бронированию и выписке авиабилетов — авиакассиры. Для компании идеальным кандидатом считается специалист, который сертифицирован по системам бронирования, минимум Сирена, Амадеус и, что главное, обладает реальным опытом бронирования билетов в указанных системах, желательно в объемах не менее 15-30 билетов в день.. Для таких специалистов обязательно иметь представление, как проводить операции обмена и возврата, производить выписку электронных авиабилетов, производить расчет и оптимизацию маршрута. Для них также требуется хорошее знание английского языка, потому что авиабилеты часто заказывают иностранцы, да и система Амадеус это импортный продукт и, соответственно, для свободной работы в ней также требуется знание языка. Чаще всего у авиакассиров сменный график работы, бывает и ночной. При этом зарплаты находятся на достаточно высоком уровне. Помимо зарплаты есть % от выписки каждого билета или бонусная система по итогам продаж. Таких специалистов на рынке сегодня явно не хватает. Поэтому мы часто обращаем внимание на региональных специалистов, которые обладают соответствующей квалификацией и приглашаем их на работу в московские офисы.
Менеджеры по работе с клиентами (менеджеры по туризму)
Конечно, любой туристической компании всегда требуются грамотные менеджеры по работе с клиентами. К менеджерам по туризму обычно предъявляются требования по знанию тех направлений, которые продает компания. Это могут быть направления массового туризма — Турция, Египет, Тайланд, Греция, а могут быть специализированные направления, например, Южная Африка или Латинская Америка или Европа.
Мы обычно ищем специалистов, которые имеют опыт от 2-х лет в туризме и минимум полгода по требуемому направлению. В любом случае менеджер должен оперативно и грамотно проконсультировать клиента по отельной базе, экскурсионным программам, специфике местных природных и национальных особенностей, он должен знать онлайн системы бронирования GTA, TRAVCO или другие.
В том случае если это туроператорская компания и бронирование туров происходит напрямую через иностранных партнеров, то английский язык у специалиста должен быть на разговорном уровне. В случае, если это туристическое агентство, то знание хорошее английского языка для менеджера не так важно. Часто работодатель выдвигает требованием к специалисту по узкому направлению, например, по Латинской Америке или по Италии требуется знание национального языка, испанского или итальянского соответственно.
Специализированное образование обычно не является строгим требованием, но в крупных компаниях работодатели обращают и на этот пункт резюме внимание, так как диплом о квалификации соискателя в туристической сфере служит гарантией того, что человек мотивирован работать и развиваться именно в туризме.
Зарплаты у менеджеров по туризму зависят от величины компании и обычно представляют собой фиксированную часть + % от продаж.
Стоит также рассказать о компаниях, которые активно развивают въездной туризм. Особенно это актуально в связи с тем, что только недавно Правительство утвердило концепцию развития туризма в России, которую из бюджета будет выделено 96 млрд рублей.
Требования к специалистам по приему гостей в России или менеджеров по въездному туризму существенно отличаются от требований к обычным менеджерам по туризму. Обычно это свободное знание английского языка и разговорное знание еще одного языка, в зависимости от того, с какой страной лучше всего налажены отношения у туристической компании. Знание отельной базы Москвы, Санкт-Петербурга, регионов России является также обязательным условием. Помимо этого, менеджер должен уметь посоветовать экскурсионные и развлекательные программы в России. Часто бывает, что работать надо и с частными, и с корпоративными клиентами. В выездном туризме индивидуальными и корпоративными турами занимаются разные отделы компании.
Портреты кандидатов:
Менеджер по деловому туризму или MICE-менеджер
Безусловно, деловой туризм по роду и функциональным особенностям вполне и справедливо относится к категории туристских мероприятий. Но в русском словосочетании „деловой туризм“ изначально заложено противоречие, ведь туризм — это, прежде всего, отдых. Поэтому все чаще менеджеров и отделы по деловым поездкам называют английскими терминами «MICE» или «business trave»l. Business-travel — обеспечение клиентов билетами и гостиницами, то есть обслуживание командировок, за содержание которых агентство не отвечает. Аббревиатура MICE — первые буквы английских слов Meeting, Incentive, Corporate, Events. Из них пояснения, наверное, требуют только два. Incentive с английского переводится как мотив, побуждение, то есть речь идет о стимулирующих, поощрительных поездках коллектива фирмы, как правило, на отдых. Corporate — корпоративные поездки, тоже организуемые фирмами, но больше для дела: конференции, обучение, тимбилдинг, тренинги и т. д.
Если в компании есть отдел «Business Travel», то MICE-менеджеры — это всегда наиболее высокооплачиваемые сотрудники, во-первых, потому что они приносят внушительный доход компании, во-вторых, сама работа объединяет в себе функционал нескольких специальностей — менеджера по туризму, Event-менеджера, а иногда даже PR-менеджера, и сопряжена с частыми командировками.
Для специалиста MICE-менеджера требуется:
- знание партнерской базы (минимум Турция, Египет, Европа, Россия, максимум — весь мир);
- опыт работы с системами бронирования глобальных гостиничных брокеров;
- опыт в подготовке предложений для тендеров, включая оформление и презентацию, защита проектов;
- умение ведения переговоров;
- ведение деловой переписки;
- свободное знание английского языка (разговорный и письменный);
- участие в работе на выставках и в work-shop разных стран и поставщиков услуг;
- для группы клиента выезд и контроль на месте организации трансферов, размещения, работы оборудования для конференций, четкость соблюдения сроков и расписания деловой, экскурсионной и развлекательной частей, решение всех проблемных ситуаций клиента на месте.
Возможно даже организация вечерних программ и банкетов.
При этом человек должен обладать долей креатива, чтобы предложить клиенту нестандартную программу и выгодно выглядеть на фоне конкурентов. И часто после поездки MICE-менеджер должен составить релиз-отчет для размещения информации на сайте компании и в СМИ.
Менеджер по зарубежным образовательным программам
Менеджер по зарубежным образовательным программам — это, пожалуй, самая сложно закрываемая вакансия в туристических компаниях, которые продают подобные программы.
- Во-первых, это условия со стороны работодателей, потому что требования к документам в европейских учебных заведений сильно отличаются от, например, скандинавских. И если специалист хорошо знает программы в учебных заведениях США, а компания развивает направление работы с немецкими вузами, такого специалиста в данную компанию вряд ли возьмут.
- Во-вторых, это категорическое нежелание продолжать работать в данной сфере многих специалистов. И хотя на первый взгляд требования и обязанности не такие уж и жесткие: опыт работы в сфере международных образовательных программ от 1 года, консультации клиента, подбор образовательных программ, переговоры с учебными заведениями, свободный английский, оформление документов для зачисления на программу, участие в российских и зарубежных образовательных выставках. Но опытные специалисты ни за какие деньги не согласны возвращаться на это поприще.
Подводные камни — это очень большая загрузка по сбору документов (особенно, если это учебные заведения США, Канады или Великобритании), большая ответственность, потому как на месте может возникнуть куча проблем в самих учебных заведениях, которые часто страдают бюрократизмом и из-за нехватки какого-либо документа могут „завернуть“ абитуриента. При этом в отличие, от MICE-менеджера менеджер по образовательным программам с группой обычно не выезжает, поэтому ему сложно повлиять на ситуацию на месте. При этом клиент требует незамедлительного решения его проблем, ведь такие программы совсем не дешевы. Поэтому менеджер по образовательному туризму вынужден быть на связи для клиентов не только днем, но и ночью из-за разницы во времени, а также вечером появляется время у клиента, чтобы рассказать подробно о том, что ему не нравится.
Специалисты визового отдела
Бывает, что в туристическую компанию требуются специалисты визового отдела. Но таких специалистов обычно компания «выращивает» сама из курьеров по сдаче документов в посольства.
Менеджеры
Организационная структура туристических компаний обычно больше горизонтальная, чем вертикальная. Руководство и линейный персонал свободно общаются, и на руководящие должности компания продвигает своих менеджеров и редко берет кого-то со стороны, чтобы новый руководитель был в курсе всех дел и хорошо знал коллектив. Когда все же сложилась такая ситуация, когда крупной компании необходимо найти руководителя на кадровом рынке, то на топовые позиции может претендовать специалист, знающий подноготную этого бизнеса, с опытом реализации солидных проектов в туризме, например, по открытию новых офисов, по успешному развитию нового направления или подтвержденное укрупнение бизнеса (к примеру, переход туристического агентства к туроператорской деятельности). Кроме того, у кандидата должно быть четкое представление о рынке, о конкурентах и идеи по развитию компании и по маркетинговым и рекламным акциям в этом бизнесе.
Достичь хороших результатов в управлении туристическим бизнесом невозможно без таких качеств, как стратегическое мышление, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Особо ценится умение вести трудные переговоры. А вот возраст, профильное образование и пол для в туризме практически не имеют большого значения. В туристической сфере количество мужчин не превалирует над женщинами, поэтому женщины-руководители имеют все шансы не только сделать профессиональную карьеру, но и рассчитывать на самые высокие и ответственные посты.
Проверить реальную успешность топов можно путем сбора информации у бывших работодателей, вплоть до частной встречи (если позволяют связи, ведь этот рынок очень узкий). Или в общедоступных источниках информации, если проекты, которые реализовывал топ, крупные или известные и по ним есть „следы“ в СМИ. Искать такого специалиста часто приходится методами executive search, включая хедхантинг.
Что касается личных качеств, то на любой позиции в туризме необходимо уметь общаться с людьми и убеждать клиентов пользоваться услугами именно данной компании.
Из минусов работы в сфере туризма можно назвать сезонность. При низком сезоне по направлению менеджера его доход резко падает, а в высокий сезон сложно вырваться в отпуск и приходится терпеть все тяготы жары в офисе.
Но все-таки в работе в туристической сфере больше плюсов — это и возможность ездить в рекламные туры, и договориться о гибком графике работы, и заработать на целый год в «жаркий» сезон. Обычно, руководство не устанавливает жесткого дресс-кода и правил распорядка в компании. Ну и конечно, мотивирует то, что приносишь людям удовольствие. Ведь отпуск или поездка в путешествие — это всегда праздник и новые впечатления!
источник: http://planetahr.ru/publication/3530/33
Свежие комментарии