В Москве прошел круглый стол, посвященный механизмам поддержки студентов в условиях кризиса. В этом году президент Дмитрий Медведев предложил зафиксировать плату за обучение в вузах, переводить студентов с высокой успеваемостью на бюджетные места и выдавать льготные образовательные кредиты. Каким образом будут осуществлять эти меры помощи, в интервью «Вестям» рассказал вице-спикер Госдумы, секретарь президиума Генерального совета «Единой России» Вячеслав Володин.
— Насколько реально всё то воплотить в жизнь, что говорил президент?
— Дмитрий Анатольевич принял решение о защите нашего российского студенчества. В первую очередь это касается тех, кто обучается на платных отделениях, таких студентов у нас где-то порядка 4 миллионов 700 тысяч человек. Представьте себе, какая огромная гвардия студентов сегодня столкнулась с проблемами! И в рамках предложенных мер по поддержке студентов президент предложил, во-первых, ввести систему образовательных кредитов, которые могли бы заместить те средства, которые ранее каждый студент выплачивал, исходя из своих возможностей или возможностей своей семьи. Но там, где человек сталкивается с проблемой, должна быть альтернатива. Вот эта альтернатива — она будет предложена через
образовательные кредиты, которые будут выдаваться под льготный процент, подчеркну, нашими государственными банками. На нашем круглом столе присутствовали представили Сбербанка и ВТБ-24, и как раз речь шла о том, чтобы не только льготные проценты по кредиту, но и выплата самого кредита осуществлялась только после обучения студента в вузе, когда он закончит (учиться), а сам кредит был не менее чем на 10 лет. Такой продолжительный период должен, во-первых, позволить студенту потом рассчитаться, и, с другой стороны, мы надеемся, что ситуация в экономике улучшится, поэтому возможности будут уже другие.
— Льготный кредит – это сколько процентов годовых?
— Ставка, которая сегодня обсуждалась на круглом столе, порядка 11% годовых. То есть это ниже уровня инфляции. Если мы говорим о том, что инфляция будет порядка 15%, то 11% ставка – это, конечно, льготная ставка. Сегодня под такие ставки банки уже не выдают, учитывая, что кредитование идет где-то от ставки в 19% и до 30. Если учесть, что ставка рефинансирования только 13%, а далее уже ЦБ выставляет ее на торги, и, как правило, банки получают средства под 19% годовых, соответственно, потом маржа самого банка, риски… Вот говоря об образовательном кредите, о чем говорил Дмитрий Анатольевич Медведев, и вопросе, который мы сегодня обсуждали, речь идет о том, чтобы при оформлении этого кредита студент не занимался тем, чтобы приносил документы по обеспечению этого кредита. То есть если он студент, если этот кредит идет на обучение, соответственно, он будет оформляться просто уже по обращению студента без каких-то мер по обеспечению возвратности. Это такое радикальное решение, потому что нужно залоги собирать, нужно там обеспечивать возвратность, а здесь, действительно, такой шаг достаточно радикальный, и тем более если мы говорим о том, что сегодня студент поступает, а рассчитываться будет после окончания вуза. Это даст возможность человеку учиться и получать образование.
— Какими характеристиками должен обладать студент-платник, чтобы превратиться в бюджетника, уже придумали?
— Тоже говорили об этом. Потому что Дмитрий Анатольевич поручение такое дал министерству образования, и мы как партия, поддержавшая нашего президента и сегодня поддерживающая его курс и решения, мы считаем для себя крайне важным, чтобы все решения, которые президент принял, они не заболтались, они были реализованы, а непосредственно в вузах, в сообществах вузовских чтобы все это обсуждалось. Мы говорили, эта тема очень серьезная, и речь здесь шла о том, что студент-платник, если он учится на «хорошо» и «отлично», имеет уже возможность перевестись на бюджетную форму обучения, перейдя с платного на бесплатное. Такое право у студента будет, и на вакантные места можно будет платника переводить. До этого платник не имел права переводиться на бесплатную форму, во всяком случае, это делалось только в исключительных случаях. И как раз в нашем круглом столе принимали участие руководители профкома студентов вузов, сами студенты, ректоры. Мы говорили, чтобы эти решения принимались в обязательном порядке с участием вузовского сообщества, не только с преподавательским коллективом, который оценивает студента-платника, но и с представителями студенчества – со студсоветом, профкомом студентов.
— 4 миллиона 700 тысяч платников — они все, конечно же, хотят перейти на бюджетное образование, не идти даже в тот же Сбербанк за льготным кредитом под 11% годовых, которые нужно будет потом еще и отдавать. Каковы критерии выбора?
— Параметр один – нужно учиться лучше. И тот, кто учится на «отлично», такое право получает в первую очередь. Тот, кто учится на «хорошо», соответственно, во вторую очередь. При этом будут рассматриваться, конечно, и вопросы, связанные с реальным положением семьи. И если человек просто не может решить проблемы своей учебы с позиции обеспечения выплаты за учебу, то ясно, что это первоочередное право. Но решение будет приниматься вузом на уровне высшего учебного заведения. Мы говорили о том, что эти решения должны быть открытыми, они должны быть публичными, и при принятии решения о переводе как можно больше представителей общественности должно принимать участие.
— Дмитрий Анатольевич говорил еще о том, что нужно зафиксировать оплату за обучение. Но все-таки у нас инфляция, у нас растут тарифы по коммунальным платежам, конечно же, дорожает продукция методическая, которая необходима. Каким образом университет или институт будет эти издержки погашать?
— Ровно то, что вы говорили, слово в слово говорили ректоры. Не все, правда, но часть из них говорила. Наша же позиция заключается в том, что мы должны исполнить поручение президента так, как он его поставил перед нами, и так, как он обозначил решение этой проблемы. Плата за обучение должна быть фиксирована на весь период обучения. Это слова президента, и мы не должны здесь искажать их смысл, тем более сами слова. Мы считаем, нельзя сейчас, в условиях кризиса, говорить о том, что должна быть индексация платы за обучение. На сегодняшний день инфляция в течение года, по прогнозам Министерства финансов, составит порядка 14-15%. Представьте себе 2009 год, а дальше 2010 год. Если инфляция будет такая же, но к уровню уже 2009, где на 15% предлагается индексация, то к пятому курсу стоимость обучения будет почти ровно в 2 раза больше, чем стоимость обучения на первом курсе. Мы против этого, потому что президент поставил задачи иным образом защищать студентов, а не обогатиться кому-то, решая проблемы вуза. Придется ужать какие-то расходы, придется оптимизировать какие-то свои другие вещи, но не за счет студентов.
— Насколько я понимаю, увеличения государственного какого-то вливания не произойдет для студентов, чтобы университеты получали в бюджет больше денег от государства?
— Вливания государственные произойдут, потому что, во-первых, в 2009 году количество бюджетных мест к уровню 2008 года не будет сокращено. Это уже говорит о том, что вливания будут. Потому что предполагалось сокращение, так как у нас с вами количество ребят, закончивших школу среднюю, будет меньше в сравнении с 2008 годом. И вы знаете соотношение. У нас к 2012 году практически на 35% снижается количество поселковых школ. Но, несмотря на это снижение, количество бюджетных мест сокращаться не будет. Более того, на 39 тысяч будет увеличена магистратура, это бюджетные места. На 25 тысяч будет увеличена аспирантура, бюджетные места. Это вливание, реальное вливание в вузы. Поэтому, говоря об этом, эти проекты, они будут идти параллельно, давая возможность в том числе ребятам переводиться с одной формы на другую. И больше будет возможностей у тех, кто идет на бюджетную форму обучения. Но еще раз хочу подчеркнуть, что мы тему обсуждали, и звучали выступления, что давайте индексировать на уровень инфляции плату за обучение студентов. Категорически нет! Президент поставил перед нами задачу иным образом – защитить студентов. Давайте защищать. Поэтому, когда мы говорили с вузовским сообществом и с представителями министерства образования, с депутатским корпусом, все в этом сошлись. И как раз речь шла о том, что придется где-то вузам себя поджать для того, чтобы сохранить студента. Важно не допустить, чтобы студент ушел из вуза. Нужно сделать все для того, чтобы человек не бросил обучение из-за тех проблем, которые у него возникли.
— Но как же, стране сейчас не хватает рабочих?
— Рабочих сейчас не хватает где-то, в одних отраслях, а в других сокращение идет. Поэтому, когда мы говорим о балансе, сейчас пока баланс — он не в сторону нехватки.
— Будем надеяться, что наше студенчество выживет, что «Единой России» удастся защитить студентов. Спасибо вам большое, что вы пришли к нам в студию.
— Президент защитил, а мы должны проконтролировать, как исполняется поручение, потому что на самом деле это очень важно, ведь вузы – это автономные учреждения. Студенческие сообщества являются общественными организациями, поэтому нам нужно здесь самим понять, как мы будем решать эту задачу. Потому что президент все сделал, он защитил. Об этом, кстати, студенты говорили. Благодарили президента.
И. Россиус
источник: http://www.ucheba.ru/vuz-article/9849.html
Свежие комментарии