Гражданская война, начавшаяся после убийства Цезаря, завершилась победой Октавиана над Марком Антонием и Клеопатрой в морской битве при Ацио в 31 г. до н. э. Октавиан стал полновластным хозяином Римской империи и пользовался поддержкой Сената, который в 27 г. до н. э. присвоил ему титул Августа.
Он правил империей до самой своей смерти, которая последовала в 14 г. н. э., когда ему было 77 лет.За 45 лет правления Октавиан Август реформировал римский государственный аппарат, заложил основы императорской власти более чем на два века вперед.
После беспокойных лет гражданской войны вновь наступили мир и стабильность. Судьбу Цезаря во многом определяли личные амбиции, тогда как Август стремился завоевать доверие народа, сделав упор на республиканские добродетели: умеренность и уважениек традициям.Он понимал значение искусства для пропаганды нового режима. Его политике поддержки искусств мы обязаны появлением «Энеиды» Вергилия, который, взяв за образец эпические поэмы Гомера, воспел легендарную предысторию Рима.
Неслыханная роскошь, в которой утопал Рим в эпоху, предшествовавшую правлению Августа, была подвергнута строгой критике приверженцами республиканских идеалов, среди которых был и Цицерон.Эта тема становится центральной в августианской идеологии. Историк Тит Ливии пишет, что страсть к роскоши, чуждая римлянам, была завезена извне, в ходе азиатских завоеваний, однако моральные устои римских граждан одержали верх над развращенными нравами чужестранцев.
В том же духе и Витрувий придал греческой архитектуре этические принципы. Исходя из своей концепции архитектурного декора, он установил правила при использовании греческих ордеров: дорический при строительстве храмов, посвященных богам или героям; коринфский — богиням; ионический — для богов второго ряда (Вакх, Диана). Концепция, разработанная Витрувием, придала новый импульс монументальному строительству.
Август установил в Риме новый порядок. Он приказал разделить город на отдельные административные районы, починить канализационные стоки и мосты, построить новые дороги и акведуки. Среди прочих многочисленных проектов Октавиан Август начал строительство новых храмов, восстанавливал древние святилища, следуя своей программе возрождения традиционных ценностей. Он призвал богатых горожан следовать своему примеру. Среди них был и Агриппа, который завершил проекты Цезаря по строительству Марсова поля. Подобно Цезарю, Август хорошо понимал необходимость создания для города такого образа, который придал бы ему имперский характер.
И хотя архитектурный облик Рима был многим обязан эллинистическим городам, смысл в него вкладавался типично римский. Август довел до конца грандиозные проекты Цезаря. Римский Форум был дополнен базиликами Юлия и Эмилия,а также зданием Сената и Рострой (трибуной для ораторов). На смену свободному стилю пришли точно рассчитанные конструкции, выражавшие специфически августианский смысл римского государственного механизма. Роль Цезаряв создании нового Рима была увековечена в возведенном храме Божественного Юлия. Храм был построен по приказу Августа на том месте, где Цезарь был кремирован, на территории Римского Форума. Общество, столь чтившее предков, рано или поздно должно было прийти к обожествлению своих героев. Обожествление Цезаря создало прецедент для будущих времен.
Если масштабы и задачи осуществляемых Октавианом Августом проектов были явно революционными, то сам стиль исполнения никак нельзя назвать таковым. Значение, которое Август придавал республиканским традициям, нашло отражение в архитектуре того периода. При строительстве зданий использовался испытанный прием сочетания римских конструкций с греческими ордерами, игравшими чисто декоративную роль. Например, дорический ордер соседствовал с ионическим при строительстве театра Марцелла. Арки Табулария были использованы для размещения на плоской поверхности конструкции амфитеатра, что было еще одним примером превосходства римской инженерно-технической мысли над греческой, так как греки для строительства театра были вынуждены искать рельеф подходящей формы. Как и Цезарь, Октавиан построил собственный форум — форум Августа.
Он был украшен кариатидами и многочисленными статуями римских героев с мемориальными надписями, прославлявшими их подвиги. В этом архитектурном ансамбле, надо сказать типично римском, особенно выделялся храм Марса Ультора (Мстителя), выдержанный в стиле республиканского периода. Этот же стиль был использован и при застройке новых, августианских колоний в Галлии и Италии, куда селились солдаты, мобилизованные после гражданской войны, с тем чтобы подчеркнуть их связь с Римом. «Я нашел Рим кирпичным,— говорил Август,— а оставлю его мраморным». Открытие новых мраморных карьеров в Луни (Тоскана) сделало мрамор более дешевым и доступным. Одним из первых римских зданий, при строительстве которого был использован новый мрамор, оказался храм Аполлона с прилегающей к нему библиотекой, построенный Августом. Принцип соединения здания библиотеки со зданием храма продолжает традиции эллинистической архитектуры. Однако Август построил еще две самостоятельные библиотеки — греческих и латинских книг,— акцентируя таким образом равенство двух культур.
Восстановление гражданского мира и политической стабильности, которые держались на военном превосходстве Рима, было главной темой в пропагандистской кампании, прославлявшей Pax Augusta. С этой целью Август построил Алтарь Мира, Ara Pacix Augustae. Прошлое и настоящее перемешалось в конструкции Алтаря в достаточно своеобразной и типично римской манере. Сцены вроде жертвоприношения Энея отсылали к легендео происхождении Рима. Шествие, в котором участвует императорская семья, сенаторы и другие сановники, было метафорическим изображением его будущей истории. Хотя стиль изображения явно навеян греческими образцами, смысл его совершенно иной.
Это шествие к алтарю, которое на самом деле состоялось 4 июля13 г. до н. э., не имеет ничего общего с мифологическими сюжетами, которыми греки украшали мемориальные алтари, предпочитая аллегорию изображению реальных исторических деяний. В сцене нет намека на почтительный священный трепет. Дети, которые должны ассоциироваться с бессмертием императорского рода, больше обеспокоены тем, чтобы не потеряться, чем самим религиозным церемониалом. Август представлен как принципал, первый среди равных, вместе со всеми, а не отдельно.
Он на том же плане, что и другие сановники. Образ Августа подчеркивает миротворческую миссию Рима: даже его колесница украшена символами мира. В период правления Августа были сооружены грандиозные публичные здания, но сам Август имел славу человека бережливого, с простыми вкусами. Его жена Ливия приказала расписать стены их виллы фресками, натурально изображавшими растения и цветы. Интерес к садам был незнаком в Грециии отражал аристократизм и земледельческие корни римской религии и римской политической системы.
Если официальные статуи Августа должны были своей монументальностью утверждать представление о нем как о главе Республики, то его изображения меньшего размера служили иным целям. Гемма Августа изображает его среди богов, а его сына Тиберия — сходящим с колесницы.Тем самым подчеркивается идея бессмертия и непрерывности императорской власти, а ее силуи могущество символизируют образы побежденных варваров, изображенных в нижней части геммы. Имперская пропаганда в этом образе
столь же очевидна, как и изображение эллинистических символов богатства.
Наследники Августа, менее приверженные республиканеш идеалам, развили впоследствии тему мощи императорской власти, но образ республиканского Рима, созданный Августом, надолго сохранил свою привлекательность. Именно к нем) чаще всего обращались последующие властители Рима, пропагандируя его величие и мощь.
источник: http://www.art-history.ru/podyom-rima/ot-kulturyi-etruskov-k-respublikanskomu-rimu-5.html
Свежие комментарии