«Маруся» захватывает мир
«Маруся», первая книга из фантастического литературного сериала «Этногенез», за две недели продаж стала бестселлером и вошла в десятку самых продаваемых книг страны. Издательство «Популярная литература», выпускающее сериал, объясняет феномен «Маруси» не только востребованным сюжетом, но и грамотным интернет-маркетингом.
«Маруся», первая книга из фантастического литературного сериала «Этногенез», за две недели продаж стала бестселлером и вошла в десятку самых продаваемых книг страны. Издательство «Популярная литература», выпускающее сериал, объясняет феномен «Маруси» не только востребованным сюжетом, но и грамотным интернет-маркетингом.
История о 14-летней Марусе Гумилевой, живущей в 2020 году и обладающей сверхъестественными способностями, была выпущена 100-тысячным тиражом и рассчитана в первую очередь на 13–18-летних читателей. Вместо презентации и пресс-конференции издатели сделали ставку на создание сайта «Маруся.Ру» и рекламу в социальных сетях.
Такой ход привел к тому, что за 10 дней существования проекта сайт посетили больше 1 350 000 человек со всего мира. Использование интернет-технологий – ноу-хау «Поплита», поскольку до сих пор издательства не занимались раскруткой своих произведений в Сети. В то же время главный редактор «Популярной литературы» Арсений Мариенгоф уверен, что «Интернет как инструмент донесения информации совершенен». В отличие от традиционной рекламы, работающей только на узнаваемость бренда, тематические сайты дают возможность познакомиться с самим продуктом. В случае с «Марусей» на сайте проекта еженедельно в открытом доступе выкладываются новые эпизоды произведения и новые части аудио-спектакля по книге. О том, насколько действенен этот прием, говорит тот факт, что только первый эпизод аудио-книги прослушали 400 000 человек.
Кроме того, Интернет позволяет координировать продажу книг в регионах. Статистика посещения сайта показывает, в каких городах к «Марусе» проявили больший интерес, в каких – меньший. Отталкиваясь от этих показателей, дистрибьюторам удается более четко формировать отгрузку книг в регионы, уже представляя себе количество потенциальных покупателей. Ранее это делалось буквально «вслепую», когда закупщики ориентировались не на своего читателя в каждом конкретном городе, а на рейтинг книги в целом по стране.
Как показывает статистика, кроме России «Марусей» заинтересовались на Украине (172 000 посетителей), в Германии (51 000), Молдове (42 000), Грузии (41 000), Израиле (18 000) и США (15 000). В мире оказалось всего девять стран, жители которых еще не заходили на сайт проекта.
Продвижению книги способствует и общее развитие интернет-культуры. Еще несколько лет назад покупки через Сеть вызывали опасения и были скорее исключением, чем правилом. Сегодня ситуация меняется, о чем свидетельствуют многотысячные продажи в электронных книжных магазинах типа Ozon.ru. В Ozon «Маруся» больше недели держалась на первом месте по продажам, обогнав Сергея Лукьяненко и Бориса Акунина, а сейчас уступила позиции другому изданию «Популярной литературы» – книге Сергея Тармашева «Древний. Война».
В традиционных книжных магазинах «Маруся» попала в десятку самых популярных произведений. В «Библио-Глобусе» книга находится на первом месте среди изданий в мягкой обложке, в «Молодой Гвардии» – на третьем.
Но издатели «Маруси» опробовали еще один вид продаж – через сайт можно приобрести электронную версию книги, оплатить которую можно с помощью СМС. Таким образом продано уже примерно 1500 книг, каждая из которых стоит около 100 рублей.
Стоит признать, что ценовая политика тоже сыграла роль в том, что «Маруся» получила молниеносную популярность. Издательство принципиально удерживает стоимость книги в магазинах в рамках 200–220 рублей, тогда как средняя розничная цена аналогичных изданий колеблется в районе 350 рублей. Доступную цену издательство и дистрибьюторы объясняют тем, что «Маруся» ориентирована в основном на подростков, которые еще не работают и не располагают большими суммами денег.
Олег Савич, управляющий издательствами издательской группы АСТ (официальный дистрибьютор «Этногенеза»), говорит о том, что «Маруся» продается как в провинции, так и в Москве и Санкт-Петербурге. «Нельзя сказать, что это чисто столичное произведение. Более 60% книг мы продаем в регионах, и это хороший показатель. «Маруся» как стартовая книга проекта «Этногенез», на мой взгляд, получилась очень удачной. Она в хорошем смысле правильно конъюнктурно выстроена, вызывает хорошие ассоциации с известными фантастическими произведениями», – говорит Савич. Судя по тому, как быстро книга получила первые места в рейтингах продаж всех магазинов, представитель АСТ уверен в успешных продажах продолжения «Маруси», которое поклонники «Этногенеза» уже спрашивают в книжных магазинах.
Ассоциации с известными произведениями возникли и у журналистов. «Известия. Неделя» сравнивают «Марусю» с «Гарри Поттером» и «Властелином колец» и говорят о том, что кроме развлекательной функции проект несет в себе вполне конкретную внелитературную задачу – поддержать у ровесников Маруси интерес к техническому прогрессу. Поскольку действие книги происходит в 2020 году, авторы делают футурологический прогноз о том, что будет служить средствами связи и передвижения в ближайшем будущем.
«Популярная литература» планирует применить модель продвижения через Интернет не только в России, но и в других странах. Среди персонажей первой книги «Этногенеза» есть японцы, китайцы и немцы, происхождение героев из других серий также не будет ограничено Россией, а кроме того, книги будут переведены на другие языки. Создатели сериала считают, что это позволит сделать «Этногенез» международным проектом, который будет интересен читателям всех стран мира.
- ВИДЕО
Комментарии
Фото: Михаил Стецовский/ВЗГЛЯД
Текст: Елена Кондратьева
«На моей памяти это действительно первый случай, когда при запуске нового литературного проекта ставка целиком и полностью делается на Интернет. Изначально это был довольно рискованный шаг. Но, судя по той статистике, которую можно видеть сегодня, этот риск полностью себя оправдал. В частности, я бы отметил высокую активность пользователей сайта «Одноклассники.ру», который был частью рекламной кампании проекта. Приятно осознавать, что наша аудитория проявляет такую заинтересованность в литературе, готова пробовать новые продукты и хорошо ориентируется в современном информационном пространстве. Думаю, именно этим обусловлена такая высокая эффективность данного рекламного решения на нашей социальной сети. Мы рады, что стали участниками этого эксперимента и смогли превзойти ожидания продюсеров «Маруси». В любом случае, это будет очень ценный опыт для тех, кто захочет повторить этот успех. Интернет в очередной раз подтвердил свою состоятельность как площадка для работы с массовой аудиторией. И, конечно, социальные сети, в том числе и «Одноклассники», играют в этом одну из ведущих ролей».
«Маруся» — довольно яркая книжка, по первым впечатлениям могу сказать, что эта книжка – в хорошем смысле конънктурная. Она вполне актуальна и соответствует своему времени, то есть эта книжка играет на нервах у времени. Главное, что хотелось бы отметить, «Маруся» будет коммерчески успешна: дан неплохой старт для промоушна этой книги, и, несомненно, она превратится в один из современных брендов.
На мой взгляд, чтение как чтение для души с электронной книгой плохо стыкуется. Это напоминает «перекус на ходу», вроде Макдональдса. Я не говорю тут о финансовой и юридической составляющей, а говорю о читательском восприятии. Книгу, опубликованную в Интернете, по доброй воле читать не стану, но буду пользоваться в качестве поиска цитаты. Со стороны пользователя могу сказать, что публикация книг в Интернете – это очень удобно, но к этому явлению я отношусь спокойно. Свои книги по доброй воле размещать в Интернете я бы не стал.